Сайт Ивана Сирфидова



О написании ЭБ


Это вроде как послесловие к ЭБ (Энциклопедии Будущего). Я долго сомневался, стоит ли его публиковать, да и включение его в саму ЭБ мне казалось не очень уместным. Но вот всё же решил, что стоит, просто отдельно. Прежде всего хочу поднять тему, почему я счёл ЭБ заслуживающей публикации, и почему надеюсь, что она не глупая галиматья, а нечто имеющее смысл и логику, несмотря на то, что не являюсь эрудитом и не обладаю знаниями практически ни в каких областях из тех, что в ЭБ описываются (о чём честно указал в предисловии ЭБ). Всё дело в том, что она писалась не умом, а чем-то иным. Иногда при её написании со мной происходили поистине удивительные вещи. Самый яркий и самый необычный случай приведу в первую очередь (дабы сразу заинтересовать читателя). Однажды, когда я писал главу о средствах визуализации, мне понадобилось узнать термин, как называется механизм, с помощью которого изменяется пигментация кожи, ну скажем, у хамелеонов и осьминогов. Я понимал, что что-то есть, а знаний, что конкретно, у меня не имелось. Мне надо было составить описание средства накожной визуализации, логично было отталкиваться от терминов, используемых в настоящем для природных тварей, способных к изменению цвета кожи. К несчастью в тот момент у меня отсутствовала возможность поискать в интернете. Единственное что у меня было – толстый биологический справочник, но что и как в нём искать, если не знаешь терминов? Я стал пытаться найти хоть какие-то намёки в памяти на что-то, связанное с терминологией смены пигментации кожи, ну хоть что-то, что можно было бы поискать в справочнике. И вдруг я почувствовал, что сейчас вспомню. Это было отчётливое ощущение, что знание выходит, я чувствовал «сейчас, сейчас, уже приближается». И примерно секунд через 30 этого удивительного и сильного ощущения у меня в голове отчётливо прозвучало слово «хромотофоры». Словно кто-то ясно и громко сказал это, ну только не вслух, а в моей голове. Самое поразительное, что я понятия не имел, что такое «хромотофоры», слова этого не знал и никогда вроде бы прежде не слышал. Но теперь у меня был термин, с которым можно работать – я открыл справочник, открыл в конце его список терминов, обнаружил там «хромотофоры» с указанием страницы, где они упоминаются, открыл страницу – и вуаля, это было именно то, что нужно, именно название некоего внутриклеточного приспособления, позволяющего клетке кожи управлять пигментацией. Немножечко шокирован я был произошедшим, прямо скажем. Словно чудо произошло. Ну как можно вспомнить то, чего не знаешь? А я вот вспомнил. Правда почти сразу я обнаружил, что может я и раньше видел это слово. Листая справочник я заметил, что описание хромотофоров находится в трёх страницах от описания гормонов, названия которых я смотрел с месяц назад (я обычно писал всё своё в ЭБ, включая и названия, придумывал их просто, но гормонам же названия сам не будешь придумывать, пришлось смотреть). Моё предположение – я мог именно тогда, месяц назад, тоже листая справочник, случайно пробежать глазами по странице о хромотофорах, просто мельком, не читая, мне это было не надо, мне это было неинтересно в тот момент, но возможно как-то на глаза попалось, а мозг запомнил где-то глубинах памяти. Это хоть какое-то логическое объяснение всему произошедшему. Чтоб вы понимали, у меня далеко не супер память, ничего подобно ни до ни после со мной не происходило. Хотя нечто близкое, чуть менее удивительное, в процессе написания ЭБ происходило не раз, о чём я напишу ниже.

До сих пор я удивляюсь тому, что со мной произошло. Получается, в мозгу есть механизм воспоминаний того, чего не знаешь сознательно. Ну и хочу ещё раз обратить ваше внимание, что я чувствовал, что сейчас вспомню. Очень явственное было ощущение. Я ничего не знаю о работе мозга, у меня имеется два предположения насчёт этого чувства. Либо в мозгу есть нечто вроде архивации сторонних ненужных сведений, которые при доступе к ним типа распаковываются, извлекаются, и это даёт некие сигналы в нервную систему. Либо существуют отделы глубинной памяти для таких сведений, и при доступе к ним оные сведенья перегружаются в кратковременную память, и это занимает время, немалое – с пол минуты, и процесс их перемещения опять же посылает сигналы в нервную систему, иначе как можно почувствовать, что сейчас вспомнишь? Всё это конечно мои предположения, дилетантские прямо скажем, иными словами, скорее всего очень глупые не имеющие практической ценности, но попробуйте поставить эксперимент, при котором вы бы вспомнили то, чего не знаете, и исследовать аспекты этого явления. Это по-моему довольно сложно осуществимая задача. Как задокументированное необычное происшествие это ценно. Ну и ещё одно. Возможно обычно мы вспоминаем подобные знания в виде идей – кажется, вдруг осенило, а по правде вспомнил. Но когда вспоминаешь не идею, а термин, это не может «осенить», тут либо знаешь, либо нет, но оказывается, и здесь есть выход – неосознанно усвоенные знания могут быть озвучены в голове непосредственно словами – чётко и явно проговариваемыми «про себя». До того, как указанный случай произошёл со мной, я не знал, что так может быть.

Второй по удивительности сходный случай произошёл со мной, когда я искал синоним слову «отклонения». Мне он был нужен чтобы избежать повторения слов в близлежащих предложениях. Я задумался, и тут у меня в голове прозвучала фраза «такие дивиации». Слово «дивиации» я слышал не раз, но понятия не имел, что оно значит. Но оно прозвучало, полез в интернет смотреть. Оказалось, «девиации» означает «отклонение от нормы» - как раз, то что мне нужно было по смыслу. Но тут, безусловно, менее удивительно, всё же я это слово слышал, оно было знакомо, значит мозг по ассоциации с контекстом, в котором обычно оно звучит, предложил мне его как вариант, вот и всё. Были и со мной и другие сходные случаи, которые в деталях я не запомнил. При написании ЭБ у меня регулярно случалось (раз 5-10 за всё время), что я напишу строку текста, а потом вдруг понимаю, что в этой строке есть слово, значения которого я не знаю, тогда я лез в интернет, смотрел, что оно значит, и убеждался, что оно к месту. Но это уже, пожалуй, не слишком удивительно, всё это всего лишь означает, слово слышалось в определённом контексте, может в специфических фразах, и вышло именно в этом контексте в фразах приблизительно такого же смыслового содержания, просто вспомнилось по ассоциации со словами, с которыми обычно слышалось.

В принципе всё написание ЭБ от начала и до конца можно рассматривать в том же ключе. В ключе извлечения неосознанного. Она была написана… я бы назвал это состояние вдохновением. Я ничего не продумывал, я ничего не анализировал, я просто записывал. Обычно дело было так: сажусь я писать очередной подраздел ЭБ, сажусь с мыслью «ну что я могу написать, я же ничего не знаю об этой теме, так, чисто формально набросать один небольшой абзац, записав самое очевидное». Но начинаешь писать, и тут начинается генерация мыслей. Пока записываешь одну мысль, приходят ещё две, пока записываешь их, ещё четыре. Мысли генерируются и генерируются, сами, я об этом не думаю, не продумываю, они приходят и приходят, звучат в голове, откликаются в эмоциях и прочих ощущениях. А у меня при написании ЭБ был такой принцип – если мысль пришла, и она не вызывает ощущения нелогичной ошибочной сомнительной, её необходимо записать, всякая такая мысль должна быть записана – потому что если начнёшь лениться записывать, то станешь халтурить и не напишешь ничего. В результате вместо ожидаемого абзаца пишешь страницу, другую, третью, и уже думаешь потом «господи, да закончится это когда-нибудь или нет», а мысли всё идут и идут. Регулярно случалось у меня и состояние «супер вдохновения» - это вообще нечто, мысли начинают генерироваться мощным потоком беспрерывно неудержимо, и так часами, иногда до пол дня. Чем бы ты не занимался, они всё равно генерируются, не давая сосредоточится ни на чём ином. Чтоб вы понимали, изливался из меня не готовый текст, а именно мысли, идеи, отдельные абзацы и фрагменты, потому далее приходилось очень много редактировать, придавая тексту последовательность, литературную форму, устраняя очаговые смысловые повторы, когда, скажем два предложения отражают одну и ту же идею на 30-70%, и надо извлечь из одного неповторяющийся кусок. Очень трудоёмким было редактирование. Но смысловую часть я практически не продумывал, я просто записывал, и всё. У меня на всю ЭБ было три крупных затруднения. 1) Я обнаружил некоторые противоречия в разделе об антигравитации. Мелкие, но явные, над которыми мне пришлось попотеть, чтобы их устранить. 2) Попытки привязать действительность, где есть сверхсветовая связь и сверхсветовые корабли, к ТО (теории относительности), приводили к возникновению неустранимой парадоксальности при путешествиях по космосу. Я мало смыслю в физике, но парадоксальность неприемлема для бытия, мне пришлось хоть какую-то собственную теорию изобретать вместо ТО. Я начал создавать одну, базирующуюся на ТО, и упёрся в неустранимую парадоксальность, начал создавать другую, и снова тот же результат. Тогда мне пришлось просто типа прийти к заключению, что ТО неприменима в таких условиях, что наличие в инерциальной системе отсчёта сверхсветовых инженерных решений превращает её в неинерциальную, где ТО действует иначе. Деваться было просто некуда. Но я всё равно особо ничего не продумывал, взял эту мысль за основу и потом уже гнал пургу как всегда – ну то есть записывал потоки идей преимущественно без их анализа. Ну и 3) Я всегда считал, что армию будущего описать нереально, потому что это как головоломка, всё взаимосвязано, надо представить всё сразу и связать между собой. А я, кстати, и об армии современности особо-то ничего не знаю. Но однажды мне в голову пришла занятная мысль – описание армии будущего нужно и создавать как головоломку. Писать не последовательно, а очагово, только те места, что очевидны, в которых не сомневаешься, а когда их напишешь, то те места, что с ними связаны, станут тоже чуть более ясны, какое-то из них тоже станет возможным написать. Так кусочек за кусочком, словно складывая пазлы, постепенно напишешь весь текст. Придерживаясь этой стратегии я и написал про армию то, что написал, опять же без продумывания, всё что в голову пришло, на что меня осенило вдохновение.

В общем, ответ, почему я не считаю свою ЭБ галиматьёй, именно в том, что она продукт подсознательного. Подсознание способно оперировать огромными объёмами данных, связывать их меж собой и извлекать из них нужный результат. К подобным сознательным действиям я не способен. Подсознание оперирует вообще всеми знаниями, даже сторонними, которые когда-то где-то случайно увидел или услышал, и сознанием не запомнил и не осознал. А состояние вдохновения, и тем более супер вдохновения, позволяет слышать результат работы подсознания, пользоваться им, как инструментом. Когда у меня возникали затруднения с написанием какого-либо фрагмента ЭБ или устранения в нём алогичности и противоречий, думаете, что я делал, садился и впадал в глубокие сосредоточенные размышления? Как бы не так. Решение всегда было одно – отвлечься и не думать вообще. Заняться какой-то другой деятельностью или поспать. И тогда затруднение автоматически разрешится само собой. Подсознание постепенно разберётся, прорешает и вычислит выход. Я всегда так делал, и всегда это срабатывало. Да и у меня нету знаний, чтобы сознательно размышлять над ними. Плюс, супер вдохновение это творческий мега стимулятор, вдохновение потому и вдохновение, что оно гораздо талантливее самого человека, когда оно есть, есть и надежда, что даже посредственность под его действием создаст нечто стоящее. Поэтому и я питаю надежды. Что моя ЭБ нечто стоящее. Может быть чем-то стоящим. Хотя бы в той или иной мере. Вроде бы её никто не читает, и за несколько лет с тех пор, что я её опубликовал, нет ни одного комментария. А я всё равно верю. Слишком уж много вдохновения было источником всего в ней написанного.

Теперь коснусь вопроса, что в ЭБ в лично моём представлении вероятная будущая реальность, а что чистый вымысел. Как я уже говорил в её предисловии, изначально она составлялась как служебная инфо к фантастическому рассказу, который я хотел написать. Она должна была содержать описание мира будущего приложительно к этому рассказу, мира книжного будущего, которое не обязано быть реалистичным во всём. Ну, например, книги о будущем часто подразумевают безусловную колонизацию далёкого космоса, в них он обжит, люди шастают по галактике куда пожелают, а то и свободно перемещаются на межгалактические расстояния. Я тоже решил придерживаться этого – сидение в пределах одной солнечной системы скучно и уныло. Но я совсем не уверен, что так будет в будущем на самом деле. То есть это продиктовано не моей логикой представлений о мире, а сюжетной необходимостью. Но далее, раз я выбрал именно такой вариант будущего, я уже честно описывал его в полном соответствии со своими представлениями о том, как и за счёт чего оно может быть реализовано. Моё мнение – антигравитация ключ к сверхсветовым скоростям и звездоплаванью. Поэтому написал раздел об антигравитации, хоть сочинять его было очень нелегко, и лично сам я сомневаюсь, что антигравитация осуществима. Просто без глубинного понимания, за счёт чего и как транспорт будущего перемещается, его не продумать, а транспорт одна из наиважнейших составляющих жизни людей, без него никуда. Ещё одна тема, вызванная сюжетной необходимостью – раздел о копировании людей. У меня в сюжете изначально предполагались копии, они его основа, поэтому я её написал. Ну то есть выбрал именно такой вариант будущего, где копии людей есть, хотя лично я сильно сомневаюсь, что так будет. Но сам раздел о копиях я писал опять же максимально честно, не подгоняя его под сюжетные нужды, опираясь чисто на логику вдохновения. Третий раздел, который я писал исходя из сюжетных потребностей – это раздел об империи. Иными словами, раздел о политическом и социальном устройстве мира будущего. Я выбрал вариант будущего, максимально мирного и устойчивого для социума, всё же речь идёт о далёком будущем, где люди должны быть цивилизованнее. Это тоже просто сюжетный выбор без всякой моей уверенности, что именно так всё и будет на самом деле. Но раз я выбрал такой вариант будущего, я уже дальше честно описывал его в соответствии со своей логикой, как и за счёт чего социум может достичь подобной устойчивости без геополитической конкуренции. Ну и четвёртый раздел, который я написал в отрыве от своих реальных представлений о будущем – раздел о боевой экономике. Его я сочинил очень давно, когда ещё никаких планов по написанию ЭБ у меня не было и в помине, просто не знал, с какого боку зайти в составлении хоть какого-то представления об армии будущего, и решил придумать что-то необычное, чего сейчас нет. А когда придумал, увидел, что оно в принципе имеет определённую правдоподобную логику. Поэтому в последствии счёл возможным вставить его в ЭБ. Все остальные разделы, кроме указанных четырёх, я писал вне привязки к сюжету, иными словами я верю, что так вполне может быть в реальном будущем. К особенно правдоподобным своим предсказаниям отношу раздел о фантомах, о мясоводстве, о биоинженерии, о хелперах, и в частности, об их функции ИИ-поддержки (сопровождении человека искусственным интеллектом). Я вообще придерживаюсь принципа, что нужно не подгонять мир книги под потребности героев, а сначала создать правдоподобный мир, и затем уже вписывать в него сюжет в соответствии с реалиями оного мира, только так сюжет имеет шанс выйти честным, не противоречивым, без откровенных ляпов в логике событий. Хотя создавать продуманный мир безусловно очень трудоёмко. Если писать книги ради денег, славы и успеха, это не окупит себя. Я писал ЭБ сам не знаю для чего. Потому что мне это было интересно. В качестве хобби.

Напоследок хочу рассказать собственно о трудоёмкости написания ЭБ. Изначально я её не планировал писать. Как я уже указывал в ней самой, поначалу она была просто служебной инфо, призванной устранить путаницу при попытке написать фантастический рассказ. Я в детстве много читал, поэтому ещё в детстве сформировалось желание написать что-то своё. Ну, желание желанием, а способностей у меня особо-то не было. Я как бы технического склада ума человек, далёкий от гуманитарных умений, включая литературные. Но у меня был энтузиазм, не слишком сильный, но стабильный на протяжении многих лет. Вот я и пописывал время от времени свой рассказ, и постоянно сталкивался с необходимостью дополнять служебную инфо к нему. Она у меня разрасталась и разрасталась. И писалась-то так интересно – часто на супер вдохновении, стоило попытаться составить описание очередного аспекта будущего, как начиналась бурная автоматическая генерация идей. С самим рассказом, для которого инфо предназначалась, у меня так не было, там супер вдохновение не включалось никогда, а в инфо включалось регулярно. Через сколько-то лет я понял, что эта инфо так или иначе будет интереснее самой книги (в том числе по причине того, что вдохновение красноречивее писания умом), и вот тогда я решил создать на её основе ЭБ. Проблем было три. 1) Инфо писалась «для себя», для внутреннего пользования, и теперь её надо было полностью отредактировать, подвергнув текст литературизации, художественной обработке. 2) Многие части в этой инфо были сырыми набросками и нуждались в дописывании. 3) Я пришёл к выводу, что про армию не смогу написать, просто, как я уже указывал, это чересчур сложная задача, на которую мне не хватит способностей. А без армии описание будущего будет слишком неполным, да и армия влияет на другие аспекты жизни, не понимая, как она устроена, я не смогу создать логически выверенное описание будущего. Но что делать, решил пусть будет как будет, как выйдет. Стал редактировать. Это было непросто. Текст был очень разрозненным, требовалось ему строгую последовательность придавать. А ещё мне очень не хватало знаний по писательству, я даже не умел на абзацы разбивать текст, не понимал, как это правильно делать, фактически наугад дробил. И чуть не каждый абзац у меня начинался с неких вводных слов вроде «надо сказать», «необходимо заметить», это было мерзко, а как сглаживать ввод нового абзаца, делать переход от одного к другому гармоничным, я был не в курсе. Но энтузиазм имелся, я пробовал по-разному, продумывал варианты. Постепенно вроде более-менее приспособился писать так, чтобы это воспринималось на мой вкус удовлетворительным. Так я занимался этим в свободное время некоторое количество лет (благо свободного времени хватало вследствие необременительной надомной работы). Настал момент, когда я сделал всё до армии. И тут меня осенило, как написать про армию. Попробовал, и за несколько месяцев написал. Ура, работа завершена. Кажется. Перед тем как её опубликовать в интернете я решил её перечитать. И тут меня ждал огромный неприятный сюрприз. Оказывается, пока я столько времени трудился над ней, над ЭБ, мои литературные способности саморазвились, я стал лучше чувствовать текст, и теперь мог видеть, что мой текст в ЭБ местами просто ужасен. Я даже встречал в нём откровенное словоблудие – когда некоторые слова употреблялись для красоты вообще без взаимосвязи со смыслом. Я был шокирован. Но работа всё равно проделана уже большая, ЭБ так или иначе написана, и к смысловой части описания будущего у меня претензий нет, мне всё нравится. Не выкидывать же теперь её в мусорное ведро. Надо всего лишь отредактировать её на второй круг. Вот я и занялся редактированием. Я начал её редактировать, не задумываясь, сколько у меня это времени отнимет. Но она большая. Очень большая. Рано или поздно я понял, что времени понадобится много. Но деваться было некуда, альтернатива подразумевала только выкинуть её. В том виде, в каком она была, публиковать её означало выставить себя на посмешище, а её обречь на гарнированное отсутствие читательского интереса. Года полтора у меня ушло на редактирование. Это было тяжело и тяжко. Но вот работа наконец завершена, ура. Можно публиковать? Я стал перечитывать ЭБ, и тут меня ждал сюрприз. Пока я её редактировал на второй круг, мои литературные способности снова саморазвились, я стал лучше чувствовать текст, и теперь снова видел множество огрехов. Я по наивности понадеялся, что это только в первых главах, принялся редактировать на третий круг первую главу, потом вторую, потом третью, ожидая, что вот-вот текст улучшится, что я дойду до главы, начиная с которой станет всё хорошо и у меня отпадёт нужда в дальнейшем редактировании. Но на главе 12-й я наконец понял, что ничего не улучшится, что мне так и придётся править всё до конца. Это ещё с год работы. Не хочется, но ведь так много времени уже потрачено, как теперь отступишь, не выкидывать же всё в мусор. Никуда не денешься. Стал редактировать и остальное. Это уже была какая-то каторга. И вот, где-то через год, я наконец закончил третий круг редактирования. Ура. Можно публиковать? Я стал перечитывать, и тут меня ждал большой сюрприз. Я обнаружил у себя системную ошибку. Почему-то до этого момента я не замечал повторов ключевых существительных. Как слепое пятно, все остальные повторы старательно закрывал, даже такие слова, как «может» и «был», а эти не видел. Скажем, если я пишу главу о роботах, у меня будет бесконечно повторяться задперёд слово «робот». Для примера, в одном не очень большом абзаце у меня слово «робот» встречалось 22 раза, а после редактирования я сократил его до 4-х. В общем, ужас какой-то. А ключевые существительные есть почти в каждом предложении, то есть надо править почти каждое. Я как всегда по наивности понадеялся, что это у меня только в первых главах такая проблема, стал править их, в надежде, что вот-вот дойду до глав, начиная с которых станет всё хорошо. Но и здесь к главе 12-той я понял, что этого не будет. Что нужен ещё год, чтобы всё исправить. Но не выкидывать же теперь ЭБ, когда в неё вложено столько труда. Моя каторга продолжилась. Я, собственно, прекрасно понимал, что вряд ли найдётся слишком много желающих читать ЭБ, что это всё бессмысленный никому не нужный труд. Но что теперь сделаешь. Пусть и бессмысленный, но мой. Я всё же не смог отредактировать её до конца. Сил не хватило. Последние 5 глав, про армию, почти не правил. Остальное исправил. Уже не стал более ничего перепроверять, опубликовал. Вместе с первой частью «Поцелуя феи». И тут меня ждал последний крайне неприятный сюрприз. Оказалось, мой текст изобилует опечатками. Их было очень много, я не думал, что так может быть, я же при редактировании перечитывал всё на много раз. Но оказывается, их просто не видно. Не воспринимает их мозг. Скажем, если вместо «конечно» написано «кончено», то хоть на 10 раз перечитай, если ты специально не ищешь эту опечатку, ты её не заметишь. В общем, более 500 опечаток я потом уже исправил, и вряд ли нашёл их все.

Вот такой странный трудовой подвиг был мной совершён. Что ещё сказать. К несчастью жанр, в котором написана ЭБ, этакий псевдо-документальный псевдо-энциклопедический, не интересен читателю. Весь этот труд фактически зазря. При том что кажется не существует иного жанра, способного детально раскрыть многие аспекты будущего. Ну как в фильме или рассказе описать мясоводство? Это что, производственная драма будет? Как раскрыть тему о фантомах? Сериал об этом снимать? Тема-то огромная. Как описать бесконечное разнообразие продуктов биоинженерии? И ведь все аспекты будущего взаимосвязаны, все влияют друг на друга, а фильм может глубоко копнуть только какой-то один аспект, часто совершенно в отрыве от всех остальных и потому с ужасными огрехами в логике. И всё равно это будет не так глубоко, как в псевдо энциклопедическом жанре. Главная уникальность моей ЭБ, пожалуй, как раз в её трудоёмкости. Никто в здравом уме не станет столько сил и времени тратить на работу, которая не имеет перспектив заинтересовать массового читателя. И я бы не стал. Если бы изначально знал, что она потребует столько сил и времени. Плюс, чтобы написать нечто подобное, надо, чтобы определённым образом сложились жизненные и иные обстоятельства. Если бы у меня много лет не была надомная необременительная работа, если бы у меня была своя семья и дети, то есть я был обременён житейскими заботами, если бы у меня не было странной способности к вдохновению, умеющему писать о том, чего не знаешь, наделяющему энтузиазмом и желанием писать, если бы у меня не было супер терпения, позволяющего делать бессмысленную работу годами. Никак бы я ЭБ не написал. Не берусь судить, насколько она получилась хороша в литературном плане и в плане логичности и правдоподобности её предсказаний. Мне кажется, вышло всё неплохо, но я автор, заинтересованная сторона, а значит не могу судить объективно. Но одно я знаю точно – по трудозатратам это безусловно монументальное произведение. Можно конечно посмеяться надо мной – на что и зачем угробил столько времени своей жизни. Пока другие дружили, любили, делали карьеру, развлекались, я сидел в одиночестве и писал, и так годами. Но это просто случайность и в каком-то смысле неудача. Я как бы волей случая сам себя загнал в ловушку, и потом много лет из неё выбирался. А вы бы на моём месте как поступили? Допустим, вы писали что-то несколько лет, потратили на это бесконечность сил, вдохновения и труда, и потом вдруг обнаружили, что нужно ещё потратить полтора года на исправление огрехов, или просто выкинуть всю уже проделанную работу, каков был бы ваш выбор? А если через полтора года, после исправления всех огрехов, поняли, что их опять тьма, и снова нужно 1,5 года, какие ваши действия? Просто бросить всё в мусор? А если ещё через полтора года снова обнаруживаете себя в той же ситуации, что тогда? Это такая подстава, которую не передать словами. В определённой мере это расплата за непрофессионализм и урок всем, кто занимается не своим делом. Если вы, как и я, совершенно несведущи в писательстве, но хотите попробовать себя на литературном поприще, мой пример вам наука. Одного энтузиазма недостаточно, нужны знания, умения, опыт, чувство текста. Если вы думаете, что с первого раза напишете что-то безупречное, без явных ляпов, огрехов, без определённой сермяжности стиля, то это вряд ли. Дилетант может создать только дилетантский продукт, ну, возможно, за исключением явных талантов и гениев. С другой стороны, не попробуешь, не узнаешь, есть ли у тебя талант. Моя ошибка усугубилась тем, что мой первый литературный труд оказался чересчур объёмным. Это, конечно, вышло не специально, изначально я просто пытался написать не очень большой фантастический рассказ. И вот что получилось. Ну и самое «весёлое» тут в том, что пока я редактировал свою ЭБ, меня осенило вдохновение на бесконечный многотомник про фей. Ну почему не на коротенький рассказ, на маленькую сказочку? Снова подстава. Мне уж теперь кажется, что сложного сочинить рассказ, подумаешь, один томик страничек на 300, мелочь. За что вдохновение так жёстко со мной поступает? К слову, я не думаю, что мои литературные труды и сейчас, по обретению довольно значительного многолетнего опыта писания, безупречны. Дилетант есть дилетант. Они безусловно несопоставимы с тем ужасом, что был в самом начале моих литературных экспериментов. И всё же в лучшем случае средненькие. Но их главные достоинства, на мой взгляд, лежат вне литературной сферы. ЭБ создаёт относительно подробное описание будущего, чего до меня вроде бы никто не делал. Ну а фея... Несёт что-то очень доброе. Чего как будто мало сейчас в окружающей действительности.





На главную      Вернуться в "Миниатюры"